12 лет назад он пришел в Евросеть стажером, а проработав год, решил начать свой бизнес и покинул компанию. Но дорога опять привела его туда, откуда он начал. И пришлось заново учиться, доказывать, что умеет лучше других выполнять работу, за которую сейчас его считают лучшим продавцом e-commerce. И хотя сейчас Максим Баталин возглавляет направление спец проектов в e-commerce, он по-прежнему помнит и благодарен тем, кто научил его верить в себя и в свои возможности. Мы поговорили с Максимом о том, какие люди и события судьбоносно изменили его жизнь.
- Максим, расскажи о начале, как Максим Баталин стал Максимом Баталиным?
- Начнем с малого. Родился я в Пензе, в семье военных. Честно говоря, в армии раньше плохо платили, поэтому я с лет 15 практически сам себя обеспечивал, всем.
- Подрабатывал? Руками, головой?
- Я бы много разных историй рассказал. Вплоть до того, что иногда летом подрабатывали на рынке, арбузы разгружали. Хотелось купить себе хорошие, красивые кроссовки, зачем просить у родителей?
А, может, не надо об этом писать?
- Многие люди, в душе коммерсанты, прошли по этому пути
- Ну, хорошо. Потом я учился в Пензенском приборостроительном колледже на должность техника-электронщика. Изучал все, что связано с компьютерами: схемы, микросхемы, алгоритмы, разработку, программирование. Закончил успешно, поступил в институт сразу на второй курс и параллельно начал работать.
- Как ты поступил сразу на второй курс?
- Хорошо учился в школе. Очень легко давалась физика, русский язык и география. До сих пор храню дневник, в котором за один урок мне поставили оценку 6, а за другой три пятерки через запятую.
В колледже, где я учился, была сильная подготовка, на последнем курсе мы проходили первый курс института. Это была программа, направленная на поступление в институт. Мы знали, что если покажем хорошие результаты, нас сразу возьмут на второй курс.
- Ты сказал, что родился в семье военных. Наверное, ты тоже хотел следовать семейной традиции?
- Да. В 14 лет я поступил в Ульяновское суворовское училище, по просьбе родителей, и должен был пойти по их стопам. Но отучился всего год, в армии была разруха, я понял, что если останусь, ничего хорошего не получится. Через год покинул это учебное заведение.
В принципе, я в тот момент уже понял, что нужно работать в частных компаниях, где все зависит только от тебя и где ты сам, своими действиями выстраиваешь вектор направления своей карьеры. В 18 лет был еще опыт работы в Министерстве образования Пензенской области, там мы выстраивали с нуля IT-инфраструктуру, тогда я окончательно убедился в верности своих мыслей.
- Родители чувствовали в тебе предпринимательскую жилку? Или может, наоборот, относились к подработкам негативно?
- С одной стороны негативно, но при этом понимали, что при всех тех обстоятельствах не могли мне дать всего того, что мне требовалось.
Конечно, мы и техникой, было время, с друзьями торговали. Но, в основном, я работал "мозгами": помогал писать дипломные работы. У меня, у одного из немногих, а это были 1997-1998 годы, был компьютер, принтер.
- Во время учебы в институте ты много времени проводил в интернете?
- Каждый вечер, общался в чатах, смотрел различные сайты, у меня стояли программы, я сам пытался рисовать сайты, изучал макеты, кнопочки, надписи, сервера.
- А какая кривая тебя привела в "Евросеть"?
- Я начал работать параллельно с учебой в институте, в небольшой фирме, которая торговала всей компьютерной техникой. Я работал старшим менеджером торгового зала, в подчинении было пару ребят. С "Евросетью" я познакомился, будучи клиентом, потому что, работая в этом магазине, периодически приходилось ездить в Москву за товаром. Иногда оставался на несколько дней, поэтому приходил в "Евросеть" за SIM-картой. Тогда роуминг был дорогим удовольствием, минута стоила безумных денег. Мы приезжали на Ленинский проспект, там всегда хорошо обслуживали. Через какое-то время среди друзей поднялся шум, я узнал, что в Пензу приходит крупная компания, нужны люди здоровые, быстрые, амбициозные, умеющие продавать и любящие клиентов. Мне друг так и сказал: "Я тебя знаю, ты продавать умеешь, позвони - у тебя все получится". Это было Евросеть. Я позвонил, меня пригласили на собеседование, буквально через три дня перезвонили, пригласили в Самару. Я, не раздумывая, сел в поезд и поехал, приехал, прошел жесточайший отбор. Я помню, нас было около 200 человек, а вышло 15-20.
- На стажера?
- На стажера.
- О чем спрашивали?
- Все спрашивали. Грубо говоря, смотрели, как ты продашь карандаш, по всем канонам техники продаж выявишь потребность, также личные качества оценивали, и полиграф проходил.
Потом меня оставили в Самаре, это была двухнедельная стажировка. Всем стажерам предоставили одну большую трехкомнатную квартиру, каждый вечер приезжали уставшие, ложились спать, кто где мог. Каждое утро в разные точки города все оттуда уезжали работать.
- А как продавали в "Евросети"?
- Когда я начинал, я работал в самарском салоне в ЦУМе. Я очень поразился тому, как люди умеют продавать. Старшими продавцами были сотрудники из Москвы, это был Артем Клименко и Алексей Журавлев (насколько я знаю, сейчас у него должность руководителя в "Эльдорадо"). То, как они продавали, я до сих пор не знаю, есть ли кто так может тоже продавать. Была история, когда телефоны кончились, все продали, на старте была модель LG, по-моему, 601, у нас их было 25 штук, больше никакого товара, товар должен был только завтра прийти. За день мы продали все телефоны LG.
- Чему ты научился у наставников?
- У Алексея научился искусству продавать, в первую очередь. Он находил подход к каждому клиенту. У него всегда на лице была улыбка, он располагал к себе людей с первого слова.
- Какой это был год?
- 2003.
- Скажи, пожалуйста, сейчас техника продаж изменилась?
- Честно? С точки зрения Учебного центра? Они молодцы! Сейчас все разжевано гораздо лучше. На тот момент было проще работать, так как ассортимент товара был меньше, товарных групп было меньше. А сейчас такой объем знаний нужен и память хорошая.
- И не было услуг.
- И не было услуг, кроме платежей за сотовую связь. Сейчас же количество услуг и материала к обучению огромное.
- Что было дальше?
- Я отстажировался, и наша команда из 20 человек поехала в Пензу. Мы открывали самый крупный салон, он назывался "Пенза-ЦУМ", который до сих пор существует. Туда приехали тоже ребята из Москвы - Дмитрий Пушков и Алена Рубцова. Они сейчас тоже в других компаниях, я с ними со всеми до сих пор общаюсь. Было два продавца, один из них старший, и наша команда обученных стажеров.
- Тебя очень быстро повысили до должности директора.
- Как мне говорили, такое было очень редко. Мы работали два месяца, и так получилось, я был одним из лучших, старался впитывать все, что мне говорят. Через два месяца я поехал в Самару сдавать экзамен на продавца. Я приехал, экзамен у меня принимал лично директор розницы Поволжья Марина Соколова. Я всю ночь ехал в поезде, приехал, не выспавшись, с утра начался экзамен, и вышел я уже, когда стемнело. Целый день она меня штудировала одного по всем вопросам.
- Одного? Что спрашивала?
- Все. Например, раньше была так называемая таблица совместимости, есть связка зарядок, штук 40, тебе показывают любую зарядку, и ты в течение пяти секунд должен сказать все модели, к которым она подходит.
- Справился?
- Я это знал. Тет-а-тет с друг другом тренировались. До сих пор могу сказать, какая зарядка к чему подходит.
- Ты вышел после экзамена директором?
- Мне сказали, что я сдал экзамен. Я приехал в Пензу, и через день мне сказали, что я назначен директором магазина, а московские коллеги уезжают в другие города открывать новые салоны. В Пензе был один салон, со мной работало около 15 продавцов. Я остался один на один с городом.
- За время работы в этом салоне что больше всего запомнилось?
- Я навсегда запомню старт оператора "Мегафон" в нашем регионе. Чтобы передать SIM-карты другому продавцу, надо было встать на стол, запаковать их в пакет и кинуть, потому что была давка, стояло человек 500 покупателей. Это был старт оператора в Пензе, раньше федеральных операторов в городе не было.
- С чем был связан следующий переезд?
- 10 апреля 2004 года мне позвонил управляющий Поволжского филиала Александр Меламед, сказал: "У тебя все хорошо, не устал ли ты там? Тебя ждет самый крупный салон в Поволжье "Самара-Аптека", собирай вещи, приезжай". 12 апреля я уже работал в новом магазине.
Чем запомнился этот период?
- Ну, во-первых, этот магазин, был, действительно, был самым крупным в Поволжье, соответственно и количество персонала и качество обслуживания должно было быть на уровне. Это был единственный салон, где продавался весь ассортимент телефонов Vertu. Некоторые его покупатели остались в памяти у меня на всю жизнь.
Однажды зашла бабушка, интересовалась Vertu, мы с ней общались около часа, я рассказывал ей про телефоны. Затем она ушла, поблагодарила и сказала «Спасибо, Вы сделали сегодня много и не зря прожили этот день». Через неделю эта бабушка приехала на двух мерседесах с охраной и купила самый дорогой телефон Vertu. А еще через неделю приехала и заказала кабели для них, каждый по 280 евро.
Эти её слова для меня стали во многом определяющими смысл жизни, с тех пор я ежедневно делаю что-то такое, чтобы не зря прожить этот день.
- Сколько лет продолжались твои перемещения?
- Примерно через год после работы в Самаре я покинул компанию, перешел в другую, с похожей сферой деятельности. Вначале я руководил там учебным центром, потом отделом по работе с партнерами. На уровне представителя компании я уже общался с операторами, поставщиками различных карт и сервисов.
- Как им удалось тебя переманить?
- Просто Женя Чичваркин поменял управляющего, Александр был хорошим руководителем, он быстро нашел работу и предложил перейти к нему многим сотрудникам. Но до сих пор для меня этот переход является спорным решением. Не факт, что я сделал бы также сейчас.
- Как ты вернулся в прежнюю команду?
- Я проработал в той компании около 8 месяцев, не нашел взаимопонимания и принял для себя решение уйти. Я уволился, заехал на недельку отдохнуть в Пензу, буквально на недельку, и поехал покорять Москву. Это был июнь 2005 года.
- Переезд в Москву был неожиданным поступком или планируемым?
- В Москве находились те продавцы и директора “Евросети”, у которых я учился работать, на тот момент они уже стали моими друзьями, мы постоянно общались. Я ехал, конечно, не к ним, но я знал, что если что-то случится, они обязательно помогут. Я приехал, жил у друга на съемной квартире, решил открыть свой бизнес. Это был автосалон, в котором предлагались разные сервисные услуги. У меня были определенные накопления, предполагалось, что я буду покупать машины, приводить их в порядок и перепродавать. Бизнес очень быстро накрылся, на тот момент нужно было платить большие деньги, чтобы тебе позволяли работать.
- Ты очень активен в сети. Это потребность или рабочая необходимость?
- Конечно, это “душа просит”, а из этого можно и для бизнеса что-то извлечь. Еще со времен школы мне говорили, что я душа компании, я был старшим в классе. Преподавательница даже говорила моей маме, что если Макс пришел грустный, то весь класс будет грустным, если пришел веселый, то в классе будет веселая атмосфера. Я сейчас могу позвонить своим пензенским преподавателям, я с ними общаюсь хорошо, они мне могут позвонить, спросить, какую машину купить, я могу спросить, как дела у них или у их детей.
- Как же произошло твое возвращение в “Евросеть”?
- Случайно где-то в пробке пересеклись с одним из московских друзей, он на тот момент работал директором по продажам московского субфилиала, и он мне сказал: “Такие, как ты, здесь мне нужны, приходи, стажируйся”.
- Кем ты пришел, директором?
- Нет, я вновь начал со стажера, прошло более года. Существовало такое положение, что если человек долго отсутствует, должность он теряет. Дальше пошла схожая история. Я за неделю стажировки все сдал, потом пошел в салон на Добрынинской, был там продавцом, потом заместителем директора, затем переходил из салона в салон.
- Ты столько времени проработал в рознице, сравни, пожалуйста, как изменилась система мотивации персонала в салонах?
- Масштабы инвестиций в мотивацию сейчас и ее регулярность поражают, конечно. В те времена были истории, может быть, более эпатажные, когда разыгрывались квартиры и машины. Возможно, денег и тратили столько же, но победителей было меньше, то есть меньше людей было вовлечено в достижение результата. Например, разыгрывались машины, приз за продажу аксессуаров. Сидорин Сергей, я помню, выиграл Porsche. За три месяца до окончания акции я для себя понял, что я уже не выиграю автомобиль, и переключился на обычный темп работы. Сейчас Golden Club обеспечивает постоянное вовлечение в игру директоров магазинов, и это классно.
- Как ты перешел из розницы в e-commerce?
- Ко мне приехала директор субфилиала Перминова Надежда, сказала: “Я знаю, что ты обладаешь аналитическим складом ума, у тебя большой опыт управления, в операционной деятельности ты все понимаешь, интернет-магазин входит в двадцатку московских магазинов по выручке”. Все, я приехал на собеседование, я не знаю, я никогда не спрашивал, какой я был по счету кандидат, первый, второй, последний, я проходил собеседование у Николая Катаева.
- Сколько лет ты проработал директором московского интернет-магазина, сколько у тебя было человек в подчинении?
- Около 150. Я пришел, когда интернет-магазин находился на Петровке, в помещении 300 кв. м. На тот момент было два магазина в интернете “Халява” и собственно, “Евросеть”, был огромнейший склад, много бардака, пришлось всё исправлять. Примерно через год я конкурировал только с Дворцом на Тверской 4. Конечно, это не только моя заслуга, но и закупщиков, и контент-менеджеров, и Николая, в первую очередь, и всего коллектива.
- Что вы сделали для радикального изменения показателей?
- Мы начали следить за остатками, за карточками товара, за ценообразованием. Наконец, появились сотрудники, которые нагоняли качественный трафик. Постепенно к сайту начал применяться профессиональный подход, делались редизайны, подключались различные сервисы.
- Как развивалась твоя карьера дальше?
- В 2012 году я стал начальником интернет-коммерции Московского филиала. Задачи стали более глобальными, я уже отвечал за распределение бюджета, следил за товарным запасом, больше контактировал с другими службами филиала.
- Ты постоянно следишь за SMM-деятельностью в группах компании. Почему?
- Стараюсь впитывать в себя все, быть разносторонним, я всегда стремлюсь к тому, чтобы к любому проекту, имеющему отношение к e-commerce, применялся грамотный, профессиональный подход.
- Теперь ты стал начальником спецпроектов в e-commerce. Что за спецпроекты и как это произошло?
- Мне предложил заняться этим направлением Гусейнов Руфат, сказал, что у меня очень большая экспертиза, понимание бизнес-процессов компании, и что ему нужна помощь в работе с внешними контрагентами. Если взять внутренние проекты, это дизайн сайта, дизайн карточки товара, верстки, архитектура сайта и сервера, а все остальное – это работа с внешними контрагентами, платежными системами, маркет-плейсами, внешними торговыми площадками, таким как eBay, Wikimart.
- Всем этим занимаешься ты?!
- На самом деле это маленькая доля, есть еще кредитные продукты, терминалы, все услуги на сайте.
- Успеваешь?
- Видишь, время восемь, мы еще на работе.
- Скажи, Максим Баталин настоящий и Максим Баталин в соцсетях – есть ли разница, о чем ты молчишь?
- Конечно, разница есть. Почему? У меня много френдов в соцсетях, и многие меня ассоциируют с нашей компанией, поэтому в определенные моменты я веду себя сдержанно. В первую очередь, люди ко мне обращаются как к эксперту в сфере техники. Сформировалась устойчивая аудитория, которой я очень благодарен, которая после моих постов сразу отправляет запросы на заказы, на флагманские новинки. Они знают, что получат их первыми.
- За счет чего ты поддерживаешь статус эксперта?
- Я стабильно раз в неделю хожу в наш интернет-магазин. Если есть какая-то новинка, я ее включу, посмотрю, обязательно в руках подержу, камеру проверю.
- На каком этапе твоей жизни появилась семья?
- С женой я был знаком еще до “Евросети”, в Москве, и когда я встал на ноги, мы расписались.
- У вас растет сын. Какой у него характер?
- Сейчас моему сыну 4. Он с 1,5 лет освоил айпад. Сейчас он понял уже, что много играть нельзя, сам понял, что можно час поиграть и отложить его в сторону. Я вижу, что у сына инженерный склад ума, он очень любит конструкторы, очень любит программы на айпаде и, в том числе, на моем смартфоне он знает все пин-коды, мои и мамины. Это мой парень.
- Ты так много времени проводишь на работе. Хватает времени на семью?
- Не хватает времени. Но субботу и воскресенье я полностью с ними провожу.
- Как проводите время?
- Ходим гулять в парки, ездим на рыбалку, жарим шашлыки, катаемся на велосипеде, на самокате. А в будние дни сын изучает английский, ходит на курсы лепки, рисования, на плавание, уже умеет плавать без надувных кругов.
- В жизни ты пользуешься своим умением продавать?
- Конечно. Вообще умение общаться очень помогает. Это любая конфликтная ситуация в магазине, это любая проблема в автосервисе. Помимо общения, можно включить управленческие навыки.
- Есть человек, на которого ты равняешься в компании? Кто тебе ближе других?
- Да, есть. Шалина Мария (директор Управления телекоммуникационных проектов и дополнительных сервисов). Я уже не первый раз говорю, мне нравится, с какой энергией Маша подходит к выполнению всех дел. Я восхищаюсь ее огромнейшей целеустремленностью и энергией, которую она отдает своим сотрудникам.
- Как человек, который видит тебя со стороны, могу сказать, что ни энергии, ни целеустремленности тебе не занимать!
- Иначе не могу.
Контакты Реклама на сайте Обмен ссылками Справка Карта сайта | ]]> ]]> |