Рейтинг: 3.7
|
Заместитель Председателя Правления Банка УРАЛСИБ Алексей Гонус дал интервью радиостанции Business FM в рамках VI Ежегодного форума «Малый и средний бизнес: перспективы роста в Едином экономическом пространстве», организованного газетой «Ведомости». В ходе беседы г-н Гонус рассказал о преимуществах работы с региональным бизнесом и наиболее востребованных в регионах банковских продуктах.
- Расскажите об особенностях работы Банка УРАЛСИБ со средним бизнесом России?
- Сейчас все банки заявляют, что активно смещаются в сегмент среднего бизнеса. Мы уходим в сторону среднего, регионального бизнеса. Что такое клиент среднего регионального бизнеса? Это, как правило, лидер своего сегмента, компания, существующая достаточно длительный промежуток времени - более 10 лет, может быть, даже больше, накопившая собственный капитал, имеющая на балансе большую долю основных средств: помещение, здание, оборудование, и чувствующая себя достаточно уверенно. И мы с большим интересом смотрим на этот сегмент, потому что мы, как банк, пытались больше ориентироваться на крупные холдинги, огромные компании. Теперь предпочитаем работать больше с клиентами среднего бизнеса, потому что как банк мы можем им дать больше; их также устраивают наши условия, как и с точки зрения структуры баланса, с точки зрения риска, возможности перекрестных продаж, что, если ты этого клиента привлек, он у тебя в банке будет обслуживаться, потому что крупную компанию невозможно привлечь в один банк, если ты не являешься крупным государственным банком. Как правило, региональные клиенты более патриотичны и более настроены на жизнь в нашей стране. У них семьи не живут в Лондоне, они ориентированы на жизнь именно в своем регионе и активы там же свои держат. То, что зарабатывают, они там же вкладывают, в отличие от крупных компаний.
- Расскажите подробнее об услугах, которые Банк УРАЛСИБ представляет среднему бизнесу, какие из продуктов банка пользуются наибольшей популярностью?
- Первое - это кредитование. Кредитование инвестиционное, оборотное, овердрафтное. Средние клиенты практически все пользуются либо одним из этих продуктов кредитных, либо всеми тремя сразу. У нас достаточно много клиентов среднего бизнеса, тех, которые являются субподрядчиками крупных госкомпаний-монополий, в таком случае им требуются гарантии – конкурсные, исполнения контракта, возврата аванса. Мы их выдаем достаточно много, быстро и дешево относительно малых банков. Зарплатные проекты. Не секрет, что у Банка УРАЛСИБ одна из самых сильных сетей пос-терминалов и банкоматов в стране, поэтому нам достаточно просто продавать зарплатный проект, то есть клиент не будет бегать и искать единственный банкомат в городе. Далее сотрудники компаний могут пользоваться кредитами, имея зарплатную карточку. То есть это уже не сам клиент, а сотрудники компании, экваринг, то есть это пос-терминалы в точках продаж, валютные операции, расчетно-кассовое обслуживание.
- В каких отраслях, как правило, работают ваши клиенты в регионах?
- Это строительные компании всех сегментов строительного бизнеса: жилищная стройка, нежилищный девелопмент, строительство торговых, офисных центров, гостичный сегмент, всевозможные сети, их сложно назвать маленькими, это сети региональные супермаркетов, продуктовый ритейл, промышленный ритейл, одежные, местные сети ресторанов, кафе, кофеен, сети фитнес-услуг, маленькие производства, субподрядчики для крупных компаний, потому что большая часть работ для крупных компаний, к примеру, "Роснефть", "Газпром", ФСК являются заказчиками по объектам. Как правило, одна крупная компания - на нее работают достаточно большое количество компаний среднего бизнеса, они, как правило, региональные, потому что все стройки в основном происходят за пределами МКАД, имеются ввиду инфраструктурные стройки, это тоже наши клиенты, на кого мы ориентируемся. Есть клиенты в сфере ЖКХ, производящие приборы учета, устанавливающие их. Поскольку речь идет о компаниях средних, сфокусировано либо сельское хозяйство, либо переработка, либо легкая промышленность, либо производство тары, то, что можно продать достаточно быстро и сейчас, то есть это не производство средств производства, это уже товары народного потребления или продукты питания.
- Как часто клиенты банка, которые начинают с простого кредита, потом используют и другие услуги?
- Почти всегда. Как правило, если в банке начинает клиент кредитоваться, он автоматически начинает пользоваться расчетно-кассовым обслуживанием, и с вероятностью очень высокой открывает зарплатный проект, и все продукты, которые предлагает банк, практически всеми он начинает пользоваться. Именно компании среднего бизнеса, они, если кредитуются, то они начинают пользоваться всеми услугами банка.
- Не секрет, что бизнес в России по разным причинам сейчас испытывает немало трудностей. А с другой стороны, в стране довольно дорогое фондирование. Как в связи с этими факторами можно найти компромисс между интересами банка и клиентов?
- Сейчас ставка кредитования растет, ставка фондирования растет. Мы считаем этот процесс достаточно пагубным для экономики в целом, потому что мы исчерпали несколько факторов, которые раньше двигали экономику нашей страны, это рост цен на сырье, кредитование экономики тоже выросло достаточно быстро. Кредитовались и компании, что создавало инвестиционный спрос, кредитовались физлица, увеличивался потребительский спрос, но на текущий момент ставки кредитования по этим сегментам соизмеримы с ростом кредитных портфелей по системе. То есть ни юридические, ни физические лица не могут предъявить повышенный спрос, и он скорее затухает. И чтобы этот тренд переломить, нужно ставку снижать, но пока мы тенденцию видим обратную. И в такой ситуации очень сложно рассчитывать на массированный инвестиционный спрос, что все клиенты бросятся строить заводы, увеличивать мощности. Мы видим, что затухание определенной активности есть, но, как ни странно, как я говорил ранее, все равно клиенты среднего бизнеса больше ориентированы на жизнь в своем регионе, они меньше замечают эту волатильность, которую мы видим в Москве. Эти компании среднего бизнеса постоянно нацелены на экспансию, на расширение бизнеса, на более вертикально-интегрированные какие-то вещи, то есть производители сельхозпродукции начинают тару производить, начинают разделываться, начинают доставкой заниматься, начинают склады свои строить, они всегда находятся в развитии. Еще отличие я вижу в том, что в среднем бизнесе обычно директор - он же и владелец, эти люди очень глубоко интегрированы в то, что они делают, они решения принимают очень быстро. С одной стороны, жажда наживы толкает, с другой стороны, интерес, люди просто хотят нормально жить, зарабатывать, развиваться.
- Вы немало говорили о положительных особенностях региональных бизнесменов. Интересно с ними работать, заряжают они вас своим энтузиазмом?
- Они нас только и заражают этим энтузиазмом. Потому что, если ориентироваться на то, что в Москве происходит, то можно давно уже спиться, а тут ощущение - всегда что-то настораживает или какие-то всегда кризисные явления, всегда аналитики рассказывают - все пропало, ничего не делается, мы плохо живем. А в регионах люди строят, производят, выращивают, рожают детей, учатся, программы пишут, обычными делами занимаются без пафоса.
Контакты Реклама на сайте Обмен ссылками Справка Карта сайта | ]]> ]]> |